Обслуживание пожарной сигнализации - порядок и рекомендации

Безопасность людей, оборудования и зданий, находящихся на объекте зависят от бесперебойного функционирования АПС. Работоспособность, надежность и долговечность системы зависят от соблюдения сотрудниками предприятия правил эксплуатации систем и от регулярного, качественного технического обслуживания пожарной сигнализации на объектах.

Производить обслуживание и ремонт пожарной сигнализации могут специализированные лицензированные организации, имеющие в штате квалифицированных специалистов и необходимое оборудование.

Эксплуатация систем в промежутках между техническим обслуживанием пожарной сигнализации

Требования к эксплуатации АПС определяются ГОСТ Р 50776, действующими Методическими рекомендациями ВНИИПО МВД РФ, документацией на установленное оборудование.

Для обеспечения бесперебойной работы и контроля функционирования устройств в период между проведением технического обслуживания и ремонта пожарной сигнализации, на предприятиях должны быть назначены работники, ответственные за АПС. В их обязанности входит:

  • контроль своевременности обслуживания и ремонта пожарной сигнализации и устранения неисправностей;

  • хранение и ведение документации (паспорта техники, журналы, графики);

  • разработка инструкций и регламентов;

  • контроль рекламационной работы;
  • учет неисправностей и случаев срабатывания АПС, установление причин;

  • проведение расследований по всем случаям отказов техники.

Виды обслуживания пожарной сигнализации и типы выполняемых работ

Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 «О противопожарном режиме» предписывает предприятиям обязательно заключать договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации с лицензированной организацией. Этот документ обязательно должен отражать: срок действия договоренностей, содержание, объемы и периодичность выполняемых работ; порядок их сдачи-приемки; стоимость; ответственность, права и обязанности сторон, прочие условия.

Различают такие виды обслуживания охранно-пожарной сигнализации:

  • гарантийное, выполняемое в течение определенного срока. Обычно производится разработчиком системы, поставщиком оборудования или уполномоченными ими организациями;
  • профилактическое - разовое, производимое по мере необходимости, или регулярное (плановое), выполняемое в соответствии с договором в установленном порядке, по утвержденному графику;
  • внеплановое, осуществляемое в особых случаях (после пожара или любого срабатывания АПС, ремонта или перепланировки помещений, изменения параметров окружающей среды, требующего корректировки системы, повреждения оборудования, модернизации техники и других).

Основные типы работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации:

  • визуальный осмотр АПС для обнаружения видимых повреждений;
  • проверку работоспособности ПО и оборудования;
  • тестирование и корректировку настроек;
  • очистку блоков и узлов от загрязнений;
  • замеры параметров блоков питания;
  • проверку разъемов и соединений;
  • определение необходимости реконструкции, модернизации системы.

Обо всех проведенных проверках и работах в рамках технического обслуживания пожарной сигнализации производится запись в специальном журнале.

Стоимость технического обслуживания пожарной сигнализации

Гарантийное обслуживание охранно-пожарной сигнализации производится бесплатно, за исключением случаев нарушения правил эксплуатации техники. Стоимость плановых и внеплановых работ определяется, исходя из: типа объекта и вида деятельности предприятия (производство, офис, торговый центр), площади помещений и территорий, состава оборудования, срока эксплуатации устройств, наличия и типа неисправностей, необходимости модернизации АПС.