Обслуживание пожарной сигнализации - порядок и рекомендации
Безопасность людей, оборудования и зданий, находящихся на объекте зависят от бесперебойного функционирования АПС. Работоспособность, надежность и долговечность системы зависят от соблюдения сотрудниками предприятия правил эксплуатации систем и от регулярного, качественного технического обслуживания пожарной сигнализации на объектах.
Производить обслуживание и ремонт пожарной сигнализации могут специализированные лицензированные организации, имеющие в штате квалифицированных специалистов и необходимое оборудование.
Эксплуатация систем в промежутках между техническим обслуживанием пожарной сигнализации
Требования к эксплуатации АПС определяются ГОСТ Р 50776, действующими Методическими рекомендациями ВНИИПО МВД РФ, документацией на установленное оборудование.
Для обеспечения бесперебойной работы и контроля функционирования устройств в период между проведением технического обслуживания и ремонта пожарной сигнализации, на предприятиях должны быть назначены работники, ответственные за АПС. В их обязанности входит:
-
контроль своевременности обслуживания и ремонта пожарной сигнализации и устранения неисправностей;
-
хранение и ведение документации (паспорта техники, журналы, графики);
-
разработка инструкций и регламентов;
- контроль рекламационной работы;
-
учет неисправностей и случаев срабатывания АПС, установление причин;
-
проведение расследований по всем случаям отказов техники.
Виды обслуживания пожарной сигнализации и типы выполняемых работ
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 «О противопожарном режиме» предписывает предприятиям обязательно заключать договор на техническое обслуживание пожарной сигнализации с лицензированной организацией. Этот документ обязательно должен отражать: срок действия договоренностей, содержание, объемы и периодичность выполняемых работ; порядок их сдачи-приемки; стоимость; ответственность, права и обязанности сторон, прочие условия.
Различают такие виды обслуживания охранно-пожарной сигнализации:
- гарантийное, выполняемое в течение определенного срока. Обычно производится разработчиком системы, поставщиком оборудования или уполномоченными ими организациями;
- профилактическое - разовое, производимое по мере необходимости, или регулярное (плановое), выполняемое в соответствии с договором в установленном порядке, по утвержденному графику;
- внеплановое, осуществляемое в особых случаях (после пожара или любого срабатывания АПС, ремонта или перепланировки помещений, изменения параметров окружающей среды, требующего корректировки системы, повреждения оборудования, модернизации техники и других).
Основные типы работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации:
- визуальный осмотр АПС для обнаружения видимых повреждений;
- проверку работоспособности ПО и оборудования;
- тестирование и корректировку настроек;
- очистку блоков и узлов от загрязнений;
- замеры параметров блоков питания;
- проверку разъемов и соединений;
- определение необходимости реконструкции, модернизации системы.
Обо всех проведенных проверках и работах в рамках технического обслуживания пожарной сигнализации производится запись в специальном журнале.
Стоимость технического обслуживания пожарной сигнализации
Гарантийное обслуживание охранно-пожарной сигнализации производится бесплатно, за исключением случаев нарушения правил эксплуатации техники. Стоимость плановых и внеплановых работ определяется, исходя из: типа объекта и вида деятельности предприятия (производство, офис, торговый центр), площади помещений и территорий, состава оборудования, срока эксплуатации устройств, наличия и типа неисправностей, необходимости модернизации АПС.